За последние 250 лет человечеству
удалось существенно увеличить производство и улучшить
качество жизни. И сейчас экономический прогресс
человечества открывает все более и более эффективные
способы превращения имеющихся в его распоряжении
ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет
фундаментального закона - человек все равно испытывает и
будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а
человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего
того, что хочется, иметь невозможно, приходится
выбирать.
Если для производства какого-либо одного товара мы
используем труд, станки, природные ресурсы, - это
вынуждает отказываться от других товаров, которые могли
бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в
рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и
издержки производства. Спрос на товар - сигнал
потребителя, указывающий предпринимателю, что следует
производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы
должны быть "откуплены" у других направлений их
использования. Издержки, затраты на закупку ресурсов
напоминают предпринимателю, что существуют и другие
производства, требующие тех же ресурсов.
В результате производители имеют сильный стимул
поставлять на рынок только те товары, которые могут быть
проданы по цене, по крайней мере, равной издержкам их
производства, и, особенно, те товары, ценность которых в
глазах потребителя в наибольшей степени превышает
затраты на их производство.
Важно понимать, что товар может быть предоставлен
человеку или группе людей бесплатно, только если его
кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя
издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят
о "бесплатном образовании", "бесплатной медицине" или
"бесплатном жилье". Эти выражения способны лишь ввести в
заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется
бесплатно - для производства каждого из них требуются
дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие
ресурсы, вовлеченные в процесс обучения, могли бы
использоваться для производства продовольствия, оказания
услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д.
Издержки "производства образования" есть стоимость тех
товаров, от которых пришлось отказаться в результате
того, что требуемые для их производства ресурсы были
потрачены на образование. Правительство может переложить
эти издержки, с одних плеч на другие, но избавиться от
них невозможно.
Правило "за все надо платить" верно во всех случаях
жизни...
Скачать
электронную версию- 122 Кб |