Однажды Бернард Шоу сказал, что когда
он говорит правду, это почему-то воспринимается
окружающими как самая лучшая шутка. Так оно и есть. Не
подумайте, что это простейший способ прослыть
остроумцем. Говорить -правду трудно. Это совсем не то же
самое, что говорить то, что думаешь. Но если удается
подвергнуть собственные мысли критическому анализу, если
удается понять, ПОЧЕМУ ты так думаешь, и нет ли в этом
чужого влияния или подспудного интереса или
предубеждения то появляется шанс прийти к правде.
Есть еще распространенная ошибка любовью к правде
считают стремление говорить гадости, Тоже увлекательное
занятие, но его нужно избегать, как и тяги к повторению
телевизионных, книжных, рекламных или газетных штампов,
искренне считая их своими мыслями. И трудно удержаться
от скатывания в катастрофизм, хотя публика и любит,
чтобы ее пугали.
Числится такой грешок за родом человеческим ведь как
приятно сидеть в теплом доме и слушать, как дождь стеной
льет снаружи! Точно так же приятно ощущать свою
безопасность, когда где-то далеко, в отдаленном
будущем, или отдаленном прошлом ужасные бедствия. Как
же удержаться от желания попугать, если пишешь о вещах
действительно опасных?
Кроме того, для человека, принадлежащего к конкретному
сообществу, вполне естественно отстаивать интересы этого
сообщества, даже неосознанно. А правда вполне способна
оказаться не очень приятной для одной из подобных групп.
Предположим, дворянин, помещик времен Вишневого сада,
вдруг осознает, что аристократия в конце XIX века
совершенно никчемная социальная группа. Что все свои,
все родные, друзья, знакомые, девушки эти тургеневские
совершенные паразиты. Нормальный, неозлобленный
человек попадает в форменную ловушку: как об этом
сказать остальным? Какой выход предложить" этим милым
людям, способным только проживать доходы от
наследственных имений, то есть эксплуатировать окрестных
крестьян? Очень захочется найти что-то хорошее ^-
вспомнить о прошлых заслугах дворянского сословия; найти
примеры помещиков современного типа и
распропагандировать их. Все это будет в какой-то степени
правдой но впустую. Как класс дворяне были обречены на
исчезновение и могли пострадать в наименьшей степени,
только если бы пошли на капитуляцию. И говорить
следовало именно так, а не возбуждать пустые надежды.
Но в подобной тупиковой ситуации могут оказаться и
профессиональные группы, и целые народы.
Где взять внутреннего цензора, который вычеркивал бы
все, продиктованное врожденной льстивостью? Или,
наоборот, обидой на свою группу?
Скачать электронную версию- 269 Кб |