Несколько лет назад у одного из наших
сыновей не ладилось в школе. Нередко он не понимал
условие задачи, не говоря уже о решении. В компании
других людей вел себя инфантильно, и это внушало близким
сильное беспокойство. Его физическое развитие оставляло
желать лучшего: он был низкорослым, щуплым, с плохой
координацией движений: например, замахивался бейсбольной
битой, когда мяч был еще далеко. Это вызывало насмешки.
Нас с женой обуревало желание ему помочь. Ведь, успех,
который так много значит во всех областях жизни, тем
более важен в воспитании детей. Поэтому мы определили
свое отношение к проблеме, наметили пути решения и
приложили все усилия, чтобы внушить сыну положительную
установку. Мы то и дело подбадривали его: «Давай, сынок!
У тебя получится! Мы в тебя верим! Возьмись за биту
немного повыше — обеими руками — и следи за мячом. Не
маши битой, пока мяч не подлетит поближе!» И если
замечали хоть мизерный прогресс, бурно ликовали:
«Молодец, сынок, продолжай в том же духе!»
Другие продолжали смеяться над ним, и мы упрекали их:
«Оставьте мальчика в покое: он учится». Сын плакал и
твердил, что у него никогда не получится. И вообще он
ненавидит бейсбол.
Все наши усилия оказались тщетными . Это начало
сказываться на самоуважении сына, его уверенности в
себе. Мы лезли из кожи вон, чтобы настроить его на
оптимистический лад, но после ряда неудач отступились и
попробовали взглянуть на ситуацию под другим углом.
Как раз в ту пору мне довелось принять участие в
разработке программы повышения квалификации
руководителей, рассчитанной на широчайшую клиентуру по
всей стране. В частности, моей задачей было подготовить
рассчитанный на два месяца курс овладения основами
общения и восприятия для участников Программы
переобучения руководящих кадров компании «IBM».
В ходе подготовки к занятиям меня особенно заинтересовал
механизм образования восприятий и то, как они влияют на
наше вИдение, которое, в свою очередь, определяет
поведение. Это привело меня к изучению теории
вероятности и самосбывающихся пророчеств, или «эффекта
Пигмалиона», а также к осознанию того, как глубоко
восприятия пускают в нас корни. Я понял, что,
рассматривая — через ту или иную призму — окружающую
действительность, мы не должны оставлять без внимания и
саму призму, так как она способна влиять на наше
видение.
Обсудив концепцию, которая легла в основу моего учебного
курса для «IBM», и применив ее к ситуации с сыном, мы с
Сандрой поняли, что наши действия, направленные на то,
чтобы ему помочь, определялись нашим, глубоко
укоренившимся представлением о его «неполноценности». И
сколько бы мы ни бились над выработкой правильного
отношения и поведения, от нас к нему постоянно шел
сигнал: «Ты нуждаешься в опеке».
Постепенно до нас дошло, что, если мы хотим круто
изменить ситуацию, нам нужно в первую очередь измениться
самим, а для этого — изменить наши представления.
Скачать
электронную версию- 146 Кб |