В конце ХХ в. в мире реализованы два
крупных проекта по переходу от авторитарного,
бюрократического и патерналистского режима к открытому
обществу и либеральной экономике - в Испании после
смерти Франко и в СССР. Над проектами, как сейчас
известно, работали лучшие мозговые центры мировой
демократии. Но сколь различны оба эксперимента! Испанцам
- бережный, нетравмирующий переход без разрыва с
прошлым, без сведения счетов и разрушения каких бы то ни
было структур. Результат - быстрый выход из кризиса и
процветание. России - революционная ломка всех систем
жизнеобеспечения, раскол общества по всем его трещинам,
маховик конфликтов и братоубийство. Итог - национальная
катастрофа. Опять европейские умы задумали, а их "пятая
колонна" реализовала в России революционный эксперимент.
Вспомним, как было дело: архитекторы перестройки
предложили как средство обновления России революцию, и
интеллигенция это предложение приняла. Никаких
оправданий типа "мы не знали", принять невозможно.
Горбачев сказал совершенно определенно: "Перестройка -
многозначное, чрезвычайно емкое слово. Но если из многих
его возможных синонимов выбрать ключевой, ближе всего
выражающий саму его суть, то можно сказать так:
перестройка - это революция... Думается, у нас были все
основания заявить на январском Пленуме 1987 года: по
глубинной сути, по большевистской дерзости, по
гуманистической социальной направленности нынешний курс
является прямым продолжением великих свершений, начатых
ленинской партией в Октябрьские дни 1917 года... Мы не
имеем права снова застрять. Поэтому - только вперед!".
Конечно, даже те, кто сегодня отрезвлен, смущены.
Верность "революционной присяге" - неотъемлемое свойство
честного человека. С вопросом о смысле этой "присяги" я
и хочу обратиться к интеллигентам, в среде которых
прошла моя жизнь. К тем, кто мне дорог и с кем развела
меня эта новая российская революция. Развела пока еще не
по окопам - но и этот рубеж все ближе.
Любая присяга сохраняет смысл до тех пор, пока законен,
легитимен тот вождь и тот порядок, на верность которому
ты присягал. А эта законность сохраняется лишь покуда
этот вождь и этот порядок выполняют свою исходную
клятву, которую они дали некоему высшему в твоих глазах
авторитету (авторитету идеи, религии, Родины). В трудные
моменты истории каждый время от времени проверяет: кому
он служит и молится, не изменил ли его вождь высшему
авторитету - и не рухнул ли сам этот высший авторитет?
Эта проверка болезненна и для многих разрушительна. Но
избегать ее нельзя - слишком велик уже риск превратиться
в ландскнехта, воюющего против собственного народа, а то
и в его палача - ведь в самом деле к штыку приравнялось
перо.
Имею ли я, всю жизнь проработавший в Академии наук,
моральное право обращаться с такими словами? Ведь и я
был счастлив в 1985 году, и я вложил свои силы и знания
в слом старой системы, и мои абзацы в речах Горбачева.
Что из того, что сам род моих занятий (системный анализ)
заставил меня уже в 1988 г. увидеть во всем проекте
приоритет разрушительных ценностей? А Юрий Власов увидел
лишь через три года - вина разнится немного. Сегодня я
перечитал все, что профессионально писал с середины 70-х
годов. Все правильно - взятое само по себе. Но став
элементом того целого, что мы запомним как перестройка,
это правильное приобретает характер соучастия. И жертвой
преступления (пусть совершенного по недомыслию или
халатности) является мирное население нашей страны, да и
сама страна. А раз так, не о моральном праве надо думать
и не об алиби, а сначала - об обязанности. О том, что
еще можно сделать для спасения страны или хотя бы ее
возрождения после уже неминуемой катастрофы...
Скачать электронную версию- 514 Кб |